О Нас

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ – образовательное учреждение с давними историческими традициями, создан в 1939 г. как институт усовершенствования учителей, в 1991 г. преобразован в Кабардино-Балкарский институт повышения квалификации. С 1997 г. является структурным подразделением Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова.

Институт – образовательная структура, мобильно реагирующая на все внешние вызовы и изменяющая свою деятельность в соответствии с требованиями дня.

Наряду с основными направлениями деятельности, традиционно реализуемыми (повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров; консультационное и методическое сопровождение деятельности педагогов республики), фиксируются и новые – это проведение опытно-экспериментальной деятельности; научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений; экспертиза программ, проектов; широкая организаторская работа по проведению мероприятий в поддержку профессионального мастерства педагогического корпуса республики и педагогическое сопровождение одаренных детей. За последние годы произошло расширение категорий обучающихся за счет повышения квалификации и переподготовки работников из сфер физической культуры и спорта, молодежной политики, некоммерческого общественного сектора, а также за счет государственных и муниципальных служащих.

Деятельность Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ (ИПК и ПП КБГУ) осуществляется в соответствии с основными направлениями модернизации современной системы образования, Федеральной целевой программой развития образования, основными идеями, заложенными в Национальном проекте «Образование», реализуемом в Кабардино-Балкарской Республике, президентской инициативе «Наша новая школа».

Деятельность Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ направлена на осуществление повышения квалификации и переподготовку педагогических работников общего образования. Также ведется работа по другим направлениям: повышение квалификации и переподготовка специалистов органов управления образованием, сферы молодежной политики, физической культуры и спорта, экономистов и юристов.

В настоящее время структура Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ представлена 10 кафедрами и организационно-методическим отделом:

  1. Кафедра начального и дошкольного общего образования
  2. Кафедра управления образованием
  3. Кафедра теории и методики филологического образования
  4. Кафедра теории и методики социальных дисциплин
  5. Кафедра естественно-математического образования
  6. Кафедра психологии
  7. Кафедра педагогики и андрагогики
  8. Кафедра культурологии и художественного образования
  9. Кафедра повышения квалификации работников высшего и среднего профессионального образования,
  10. 10.  Кафедра повышения квалификации работников высшего и среднего профессионального образования

Помимо кафедр, в Институте функционирует региональный Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки, Центр Л.В. Занкова и Центр работы с одаренными детьми. Региональный центр Л.В. Занкова объединяет творческих педагогов Северного Кавказа. С 1998 года он является филиалом Федерального научно-методического центра АПК и ППРО (г. Москва).

 

Учебная работа. Повышение квалификации и переподготовка кадров осуществлялась на основе разработанных вновь и переработанных программ. Для осуществления образовательной деятельности были разработаны программы к новым курсам: «Преподавание родного (кабардинского/балкарского) языка и литературы в условиях введения ФГОС», «Реализация приоритетных направлений ФГОС НОО, ООО в преподавания иностранных языков в ОУ», «Информационные технологии в образовании», «Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС второго поколения», «Интерактивные формы, методы и технологии как инструменты повышения качества образования», «Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий при электронном и дистанционном обучении», «Новые педагогические технологии в учебно-тренировочном процессе и спортивной тренировке», «Новые педагогические аспекты деятельности реабилитационных, комплексных центров, социальны приютов для детей и подростков», «Психолого-педагогические основы деятельности преподавателя автошколы», «Содержание и пути повышения эффективности физического воспитания в условиях внедрения ФГОС», «Новые педагогические технологии в образовании», «Реализация курса «Искусство» (музыка, ИЗО, МХК) в ОО КБР в условиях реализации ФГОС второго поколения»,  «Обновление содержания образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС», «Управление образовательной организацией в условиях введения ФГОС», «Реализация ФГОС средствами вариативных УМК», «Пути реализации требований ФГОС нового поколения в процессе преподавания русского языка и литературы в школе», «Реализация ФГОС в преподавании общественно-научных дисциплин», «Реализация федерального образовательного историко-культурного стандартов в преподавании общественно-научных предметов», «Актуальные проблемы реализации ФГОС по химии», «Преподавание географии в школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения», «Преподавание физики в школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения», «Совершенствование учебно-тренировочного процесса и спортивной тренировки в ДЮСШ», «Инновационные технологии организации деятельности комплексных центров социального обслуживания населения», «Теория и методика использования скалодрома для обучения скалолазанию», «Преподавание биологии в условиях реализации ФГОС», «Документационное обеспечение управления и архивоведение с учетом современных требований в образовательных организациях», «Преподавание математики в школе в условиях реализации ФГОС »; а также дополнительные образовательные программы по переподготовке кадров: «Менеджмент в образовании», «Физическая культура и спорт», «Образование детей дошкольного возраста», «Историко-обществоведческое  образование», «Начальное образование и информатика», «Географическое образование», «Химическое образование», «Биологическое образование», «Теория и методика преподавания физики»,  «Теория и методика обучения математике», «Информатика в средней школе», «Технология и предпринимательство»,  «Английский язык в сфере общего и среднего образования», «Родной (кабардинский/балкарский) язык и литература в ОО», «Преподавание русского языка  и литературы в общеобразовательной школе», «Педагогическая психология». По каждой программе разработаны учебно-методические комплексы (УМК).

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ осуществляет деятельность в тесном контакте с муниципальными управлениями образования и образовательными учреждениями Республики, а также работает с  институтами повышения квалификации других регионов СКФО и РФ.

В настоящее время Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ работает на основе заключенных договоров с 34 образовательными учреждениями КБР, выступающими в качестве базовых стажерских площадок для обучения слушателей.

Активно внедряются современные формы и методы работы со слушателями, используются электронное и дистанционное обучение. В настоящее время дистанционные модули включены в 36 программ дополнительного профессионального образования.

Повышение квалификации в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ осуществляется и через систему постоянно действующих семинаров. Семинары проходят в рамках годового плана работы кафедр Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ. Среди них: «Проблемы преподавания родных языков в ОУ КБР», «Использование современных педагогических технологий (включая ИКТ) в преподавании кабардинского и балкарского языков и литератур» – кафедра теории и методики преподавания кабардинского и балкарского языков и литератур, «Новые подходы к преподаванию истории в условиях принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», «Проблемы обеспечения учебно-методическим комплектом дисциплины «История КБР», «Проблемы профильного и предпрофильного образования по историко-обществоведческим дисциплинам», «Реализация воспитательного потенциала на уроках истории по историко-обществоведческим дисциплинам» – кафедра теории и методики социальных дисциплин, «Мониторинг качества предшкольной подготовки детей», «Мониторинг планируемых результатов освоения общеобразовательной программы», «Организация деятельности детей по основным направлениям дошкольного образования» – кафедра дошкольного образования, «Педагогическая характеристика функций управления воспитательной деятельности в образовательных учреждениях», «Интерактивные формы работы в учреждениях дополнительного образования детей» – кафедра педагогики, «Сравнительный анализ содержания новых учебно-методических комплектов, реализующих ФГОС нового поколения по предметам естественно-математического цикла» – кафедра естественно-математического образования. На семинарах рассматривались вопросы подготовки к ЕГЭ в 11 классе, организация проектной деятельности, учебно-методические комплекты нового поколения, Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, интегрированное обучение иностранным языкам как способ практической направленности, инновационные технологии обучения  и другие актуальные проблемы современной системы образования. Похожая тематика раскрывалась также в ходе Интернет-семинаров (веб-семинаров), проводимых АПК и ППРО (г. Москва).

Институт сотрудничает с крупнейшими издательствами РФ: «Просвещение», ООО «Дрофа», «Вентана-Граф», «Издательский дом Федорова», «Академкнига», «Словари  XXI века», «ИОЦ Мнемозина», «Основа», «Титул». Данное сотрудничество помогает современному учителю быть в курсе всех новинок и дает возможность  познакомиться во время и после курсовой подготовки с  новейшими изданиями учебной и методической литературы.

Большая работа ведется в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС) основного общего образования: проводятся курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, семинары, консультации, издан информационный бюллетень.  Ведется работа по научно-методической поддержке процесса введения ФГОС  основного общего образования в образовательных учреждениях КБР.

Особое внимание уделяется региональному компоненту: ведется активная работа по апробации и внедрению новых учебно-методических комплексов по кабардинскому и балкарскому языкам.

 

Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемые в ИПК и ПП КБГУ

Наименование программ повышения квалификации и переподготовки работников образования

Количество часов

1.

Учителя начальных классов, учителя-предметники, преподающие в начальной школе

 

1.1 Реализация ФГОС  средствами вариативных УМК

108 ч.

2. Учителя русского языка и литературы

 

2.1 Пути реализации требований ФГОС нового поколения в процессе преподавания русского языка и литературы в школе

108 ч.

2.2 Организация работы школьных библиотек в свете требований ФГОС

72 ч.

2.3 Функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации по Кабардино-Балкарской республике

72 ч.

3. Учителя математики

 

3.1 Преподавание математики в условиях перехода на ФГОС нового поколения

108 ч.

4. Учителя иностранных языков

 

4.1 Реализация приоритетных направлений ФГОС НОО ООО в преподавании иностранных языков

108 ч.

5. Учителя физической культуры и ОБЖ

 

5.1 Новые педагогические технологии в учебно-тренировочном процессе и спортивной тренировке

112 ч.

5.2 Организация физкультурно-спортивной работы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса готов к труду и обороне (ГТО)

38 ч.

5.3 Совершенствование учебно-тренировочного процесса и спортивной тренировки в ДЮСШ

108 ч.

6. Учителя истории и обществознания

 

6.1 Реализация Федерального государственного образовательного и историко-культурного стандартов в преподавании общественно-научных предметов

108 ч.

7. Учителя физики

 

7.1 Преподавание физики в школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения

108 ч.

8. Учителя географии

 

8.1 Преподавание географии в школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения

108 ч.

9. Учителя ИЗО и музыки

 

9.1 Реализация курса «Искусство» (ИЗО, МХК) в ОУ КБР в условиях ФГОС второго поколения

108 ч.

10. Учителя биологии

 

10.1 Преподавание биологии в школе в условиях реализации ФГОС

108 ч.

10.2 Основы и области применения ПЦР диагностики. Исследование методом ПЦР

38 ч.

11. Учителя информатики и ИКТ

 

11.1 Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС второго поколения

108 ч.

11.2 Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога

40 ч.

12. Учителя родных языков и литературы

 

12.1 Преподавание родного (кабардинского/балкарского) языка и литературы в условиях введения  ФГОС

108 ч.

13. Учителя химии

 

13.1 Актуальные проблемы реализации  ФГОС по химии

108 ч.

14. Педагоги дополнительного образования

 

14.1 Новые педагогические технологии в учебном процессе ОО высшего образования

108 ч.

14.2 Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями в процессе реализации ФГОС

108 ч.

14.3 Новые педагогические технологии в образовании

108 ч

14.4 Новые педагогические технологии в дополнительном образовании

108 ч

14.5 Психолого-педагогические аспекты деятельности реабилитационных, комплексных центров, социальных приютов для детей и подростков

108 ч.

14.6 Современные подходы к организации и содержанию воспитания детей тяжелыми нарушениями психофизического интеллектуального развития в условиях детских домов-интернатов

108 ч.

14.7 Психолого-педагогические основы деятельности преподавателя автошколы

108 ч.

15. Воспитатели ДОУ

 

15.1 Обновление содержания образовательного процесса в ДОУ в условиях модернизации образования

108 ч.

15.2 Основные направления деятельности младших воспитателей дошкольного образования

108 ч.

15.3 Противодействие коррупции, обеспечение безопасности и защиты человека в системе государственной службы

32 ч.

16. Руководители ОУ

 

16.1 Управление образовательной организаций в условиях введения ФГОС

108 ч.

16.2 Документационное обеспечение управления и архивоведение с учетом современных требований в образовательных организациях

108 ч.

17. Психологи ОУ

 

17.1 Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в ОО

108 ч.

17.2 Организация системы психолого-педагогического сопровождения в рамках работы ОУ по ФГОС

108 ч.

17.3 Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования  ОО

108 ч.

18 Кафедра повышения квалификации работников высшего и среднего профессионального образования

 

18.1 Противодействие коррупции и экстремизму

40 ч.

Профессиональная переподготовка

 

19. Менеджмент в образовании

672 ч., 360 ч.

20. Историческое образование

632 ч.

21. Физическая культура и спорт

на базе ВО, 528 ч.

22. Педагогическая психология

696 ч.,806 ч

23 Педагог-библиотекарь

290 ч

24. Образование детей дошкольного возраста

528 ч.

25. Преподавание русского языка и литературы в общеобразовательной школе

512 ч.

26. Начальное образование и информатика

546 ч.

27. Начальное образование и информатика

512 ч.

28. Английский язык в сфере общего и среднего образования

512 ч.

29. Искусство в сфере образования

512 ч.

30. Технология и предпринимательство

360 ч.

31. Химическое образование

512 ч.

32. Географическое образование

782 ч.

33. Родной (кабардинский/балкарский) язык и литература в ОО

456 ч.

34. Логопед в образовательной организации

520 ч.

35. Теория и методика преподавания физики

520 ч.

36. Информатика в средней школе

512 ч.

37. Теория и методика дополнительного образования детей

344 ч.

 

 

 

В связи с большим объемом работы, с документационным сопровождением курсовой подготовки функционирует организационно-методический отдел, который контролирует работу на наличие необходимых документов для проведения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовке:

- регистрация и выдача удостоверений и дипломов;

- сбор и набор ежемесячного плана работы ИПК и ПП КБГУ и распространение по всем образовательным организациям КБР;

- ежемесячный отчет по слушателям в КБГУ;

- подготовка приказов о зачислении, о допуске к итоговой аттестации и окончании курсов повышения квалификации;

- расписание занятий;

- отчеты 1ПК;

- участие в подготовке и реализации двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве в сфере повышения квалификации работников образования между Институтом, органами управления образованием и муниципальными образовательными учреждениями

- методическое сопровождение программ курсов;

- составление калькуляций, договоров, актов.

Центр одаренных детей ИПК и ПП КБГУ совместно с Институтом продуктивного обучения РАО г.Санкт-Петербурга осуществляет деятельность по организации и проведению в КБР различных конкурсов для учащихся школ КБР: Международного конкурса по математике «Кенгуру», Всероссийского конкурса по информационным технологиям «КИТ – компьютеры, информация, технологии», Всероссийского конкурса по естествознанию «Человек и природа», Всероссийского конкурса по английскому языку «Британский Бульдог», Международного конкурса по истории МХК «Золотое руно», мониторинга математической подготовки выпускников начальной школы, «ИПО – выпускникам» тест по русскому языку, физике, химии, биологии (для 11 классов). В 2015-2016 гг. в данных конкурсах примут участие 35 786 учащихся КБР.

На кафедре начального и дошкольного общего образования ежегодно проводятся различные мероприятия, например, Всероссийский конкурс «Я иду на урок» (80 учителей с 40 работами были направлены в г. Москва; победителями стали учителя Чегемского, Эльбрусского районов и города Нальчик), Всероссийский конкурс «От призвания к признанию», в котором приняли участие 30 учителей, 6 работ направлялись в г. Москва, победители из г. Нальчик, г. Баксан представили свои работы в виде Мастер-классов на курсовой подготовке; Всероссийская олимпиада «Интеллектуальный марафон для учеников-занковцев» (5 работ были направлены в г. Москва, участники от КБР получили 3-е место в командном первенстве); Всероссийская Олимпиада «Ученик 21 века. Пробуем силы, проверяем способности», в которой приняли участие 110 учеников, 15 работ заняли 1-е место по русскому языку среди школ РФ; Интеллектуальные марафоны республиканского значения: 2 класс-110 учащихся, 3 класс-120 учащихся, 4 класс-110 учащихся;  конкурс для учащихся 1-4х классов «Творческая мастерская», в котором приняли участие 280 учащихся, конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку» для 2-4 классов, в котором приняли участие 300 учащихся.

 

Организация образовательного процесса в рамках курсов повышения квалификации осуществлялась в соответствии с утвержденными в установленном порядке учебными планами и программами, содержание которых определялось на основе изучения региональных потребностей и индивидуальных запросов слушателей.

Модульная структура построения рабочих программ позволила включить в программы курсов повышения квалификации актуальные проблемы развития современной системы образования.

  1. Нормативно-правовой модуль;
  2. Психолого-педагогический модуль;
  3. Модуль предметной области;
  4. Модуль современных технологий в рамках тематики программы;
  5. Контрольно-оценочный модуль;
  6. Практический модуль;
  7. Итоговая или государственная аттестация.

Повышение квалификации осуществлялось по учебным программам повышения квалификации специалистов всех уровней педагогической деятельности. Тематика программ была согласована с заказчиками, утверждена на Ученом совете ИПК и ПП КБГУ. 

Учебно-методическое и информационное обеспечение подразделений ИПК и ПП КБГУ формируется в трех основных направлениях:

  1. Фонды библиотеки Института, в том числе периодические издания и медиатека;
  2. Собственные издания сотрудников ИПК и ПП КБГУ;
  3. Кафедральные фонды.

Анализ всех перечисленных фондов показал достаточность и высокий уровень современности источников учебной и учебно-методической информации по всем дисциплинам и направлениям рабочих учебных планов.

Библиотечный фонд (60 795 экз.) в целом располагает достаточным количеством экземпляров учебной и учебно-методической литературой, необходимой для обеспечения учебного процесса. За 2015 г. в фонд поступило 190 экз. книг, 115 брошюр, 780 журналов. Общий объем журнального фонда составляет 5 505 экземпляров. Помимо изданий на  бумажном носителе, ИПК и ПП КБГУ имеет обширную медиатеку, ресурсы которой постоянно пополняются и активно используются в образовательном процессе.

Кафедрами и центрами Института осуществляется инновационная деятельность. В Институте функционируют  следующие инновационные площадки:

  1. Психолого-педагогические основы развивающей системы Л.В. Занкова. (по договору с Федеральным центром  Л.В. Занкова, совместно с Центром Л.В. Занкова в КБР);
  2. Внедрение УМК «Русский язык» автора Нечаевой Н.В., «Литературное чтение» автора Свиридовой В.Ю., «Литературное чтение» автора Лазаревой  В.А. в начальной школе и в основном звене (по договору с Издательским домом «Федоров»);
  3. Внедрение УМК «Русский язык» автора Г.Г. Граник для 5-9кл., 10-11кл. в основной средней школе (по договору с издательством «Дрофа»);
  4. Апробации учебников по курсам: «История Древнего мира» 5кл. Головина В.А., Немировский А.А., Кошеленко Г.А., Уколова В.И., «Обществознание» 10кл. Алексашкина Л.Н., Головина В.А.; (по договору с ООО «Дрофа»);
  5. Освоение и внедрение содержания новых учебников «Новейшая история 1945-2007 гг.» Филипова А.В., «Обществознание. Глобальный мир в XXI в.» Полякова Л.Ф. (по договору с ООО «Дрофа»);
  6. Освоение и внедрение содержания новых учебников «Всеобщая история» 10 кл. Авторы: Алексашкина Л.Н., Головина В.А. (по договору с ООО «Дрофа»);
  7. Освоение и внедрение содержания новых учебников «Обществознание». 10 кл. Авторы: Гуревич П.С., Николаева Е.З. (по договору с ООО «Дрофа»);
  8. Эксперимент по внедрению УМК «Русский язык» под ред. Е.А. Быстровой (по договору с ООО «Дрофа»);
  9. Организация работы учителя по преподаванию русского языка и литературы в рамках УМК издательства «Русское слово»;

10. Внедрение курса «Обществознание» в 6-8 классах ОУ КБР, подготовленных на основе содержания стандарта второго поколения УМК издательства «Академкнига». Авторы: Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова, О.В. Кишенкова.

Условия проведения занятий соответствует нормам СЭС и СанПиН. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ располагает достаточной материально-технической базой, необходимой для реализации программ повышения квалификации: учебными аудиториями общей разовой посадкой 350 человек, оснащенными необходимой учебной мебелью, 2 лекционными залами общей вместимостью 150 человек, оснащенными современной мультимедиа техникой, 4 компьютерных классами по 10 посадочных мест. Помещения оснащены компьютерной техникой, проекторами, экранами.

Имеются в наличии учебно-наглядные пособия для проведения занятий, Интернет-канал, позволяющий организовать Интернет-конференции и веб

Один комментарий: О Нас

  1. Мурат говорит:

    Пожалуй, лучший институт на Северном Кавказе! :-)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>