Кафедра Психологии

Кафедра психологии института создана в 90-е годы. Она является  одной из первых кафедр в Кабардино-Балкарском институте повышения квалификации.

Кафедра осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

- повышение квалификации работников образования;

- научно-методическая работа с педагогами-психологами и логопедами образовательных организаций;

- переподготовка практических психологов и логопедов, как для образовательных организаций, так и для других сфер;

- научно-исследовательская работа;

- издательская деятельность;

- консультативная деятельность и др.

Опыт  деятельности психологической, логопедической и других служб образования КБР позволяет выявить ряд актуальных аспектов профессиональной деятельности педагогов, психологов и других служб образовательного пространства:

В сфере инноваций. Развитие школы сегодня является основанием для появления новых форм и содержательных характеристик педагогической деятельности, обусловленной как общей, так и психологической культурой педагога.

В рамках развития творчества. Освоение новых профессиональных ситуаций требует достижения высокого креативного уровня деятельности. Для успешного решения профессиональных задач, педагог должен быть способен к проявлению творческой активности и реализации нестандартных подходов.

Обеспечение разнообразия. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя и психолога (функции консультанта, проектировщика, исследователя и другие).

Осуществление комплексной оценки. Условием обеспечения качества и эффективности образования становится комплексная оценка и самооценка профессиональной деятельности. Процесс оценки должен охватывать различные стороны деятельности педагога и психолога для обеспечения ее гибкости и своевременного устранения причин, влияющих на качества достигаемых результатов.

Профессиональное совершенствование. Особое значение приобретает непрерывность профессионального совершенствования учителя и психолога на основе интеграции различных форм повышения квалификации и приобретения дополнительных компетенций.

Трудности, обусловленные сегодняшней действительностью. Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанные с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений.

Аспект индивидуализации обучения и воспитания. Вариативность обучения предусматривает все большую индивидуализацию процесса обучения и воспитания, обуславливая учет в этом процессе общего, особенного и единичного.

Отмеченные аспекты профессионально-педагогической деятельности предполагают организацию ее психолого-методического сопровождения как системной технологии оказания квалифицированной помощи учителям и психологам на разных этапах профессионального пути.

 

Особое внимание уделяется на кафедре научно-исследовательской работе.

Кафедрой проработаны такие темы, как «Психологизация профессиональной деятельности педагога в рамках повышения квалификации», «Психология формирования и развития системы ценностных ориентаций подростков и молодежи в современных условиях», «Этнопсихологические особенности участников образовательного процесса в обеспечении его эффективности», «Развитие  социального интеллекта учащихся, как условие  их успешной социализации»,  «Психологическая диагностика и профилизация старшеклассников», «Использование современных здоровьесохраняющих и здоровьеразвивающих технологий и др.

Издания кафедры ориентированы как на потребности педагогов и психологов, так и учащихся ОУ. Издано учебное пособие «Этнопсихология: личность» (автор М.А. Мокаева), рекомендованное Министерством образования и науки РФ. Выпущены методические указания для педагогов к повышению квалификации по направлению «Психология» (Мокаева М.А., Ардзинба Л.П.), монография «Стремление к пониманию смысла жизни» (Мокаева М.А), учебное пособие «Психологическая культура для всех», «Логопедия»  и др.

 

В целях реализации требований современных ФГОС и Концепции развития психологической службы образования, кафедрой разрабатывается система работы, направленной на:

- развитие профессионального здоровья педагогов, психологов и других служб ОО;

- обеспечение необходимых условий,  способствующих созданию психологического комфорта в ОО;

- психологическую профилактику проблем в обучении и развитии школьников (внедрение новых психологических технологий, оптимизации обучения и развития школьников).

- психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения;

- психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии;

- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Кафедрой осуществляется консультативная деятельность по различным вопросам психологического сопровождения участников образовательного процесса, а также по вопросам социально-психологической проблематики (трудная жизненная ситуация, избавление от различного рода зависимостей, коррекция тревожности и др.).

В настоящее время ведется набор слушателей в группы повышения квалификации и профессиональной переподготовки психологов и логопедов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>